Наличная улица

Наличная улица появилась в Санкт-Петербурге в первой трети XVIII века. С момента своего рождения она обозначала западную границу беднейшего района города — Гавани. Первоначально дорога походила вдоль двух кварталов, от Среднегаванского проспекта до Шкиперского протока. Застраивалась она только с восточной стороны, с запада практически вплотную подходила к морю. Оттого улица и стала называться Наличной, то есть улицей «лицом к морю». В домах на Наличной улице жили в основном служители Галерной гавани.

1700-1900 гг.
Для жителей Гавани здесь строились храмы. Один из них (полотняная церковь Святой Троицы) находился на месте современной проезжей части в створе Среднегаванского проспекта. В 1733 году на участке дома № 8 была построена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1792 году обветшавший деревянный храм по указу Екатерины II был капитально перестроен по проекту архитектора Якова Перрена.

В начале XIX века существовало ещё одно название — 1-я линия Гавани. В это время улица была продлена до Малого проспекта. Новый отрезок проходил вдоль огородов. От Большого проспекта Васильевского острова улицу отгораживали постройки Адмиралтейского ведомства. На участке домов № 35 и 37 находился участок маркиза И. И. де Траверсе. Когда де Траверсе был морским министром, Балтийский флот не покидал пределы восточной части Финского залива. Именно тогда Финский залив и был назван «Маркизовой лужей».

В середине XIX века улице вернули первоначальное название — Наличная. В 1886–1887 годах по проекту А. К Павловского и А.И. Поликарпова здесь был построен дом церковного приюта для бедных (дом № 9). К 1890м годам Наличная улица была продлена до Большого проспекта.

1920-1950 гг.
В октябре 1927 года церковь во имя Святой Живоначальной Троицы закрыли, а в 1932 году снесли.

В первой трети XX века на территории к западу от начальной части Наличной улицы располагались ангары авиационного подразделения. В 1932 году этот участок был передан НИИ морской связи, которому стал принадлежать и дом № 6. С 1930-х годов территория за Наличным переулком была занята свиносовхозом «Василеостровец».

Во время блокады Ленинграда вся деревянная застройка Наличной улицы была разобрана на дрова. После окончания Великой Отечественной войны застройка улицы была создана заново. Разрушеный дом № 6 был восстановлен в 1947–1949 годах. В 1950-х годах по проектам Б.М. Серебровского и М.И. Саркисова были построены дома № 3, 5 и 7. В конце 1950-х — дома № 15, 19 и 21 по проекту И.М. Чайко, дома № 12–22.


1950-1960 гг.
В 1959–1962 годах на месте свиносовхоза построили здание автобусного парка № 4. Часть этой территории занял также и бетонный завод, 16 лет снабжавший строительными материалами все близлежащие районы. В начале 1960-х был построен дом № 25. К 1963 году был завершён намыв территории, западнее южной части Наличной улицы. Здесь были построены корпуса для международной выставки «Инрыбпром», открывшейся в 1968 году. Сейчас этот выставочный комплекс известен под названием «Ленэкспо».

В 1966 году был принят план коренной перестройки всей западной части Васильевского острова. В то время Наличная улица соединяла Большой проспект и улицу Нахимова.


1970-1980 гг.
В начале 1970-х годов в соответствии с планом Наличную улицу продлили на север. Новый участок прошёл по намытой территории и пересёк русло реки Смоленки. В это время на Наличной улице началось строительство жилых домов 137-й серии (дома № 40).

В 1972 году было открыто экспериментальное здание школы — дом № 32/2.

В 1974 году по экспериментальному проекту был построен жилой дом № 30. По сравнению с другими домами он имел улучшенную планировку квартир, пассажирский и грузовой лифты, встроенную мебель. Проект этого здания создала 12-я мастерская ЛенНИИпроекта, которая работала здесь же, в доме № 30/2. Этот дом является фрагментом экспериментального здания. Сейчас там Автомойка.

В 1975 году был открыт железобетонный мост через реку Смоленку. Мост, спроектированный С.И. Евдокимовым, П.М. Харитоновым и Е.А. Болтуновой назвали Наличным. На углах его выделяют высокие гранитные обелиски. До того здесь находился деревянный пешеходный мост. Создание новой переправы позволило направить сюда общественный транспорт.

В 1976 году построен универсам «Гаванский» (дом № 42).

В 1977 году построены 14-этажные здания общежитий. Дом № 44 был передан Горному институту и объединению им. Н.Г. Козицкого. Дом № 51 стал принадлежать заводу «Севкабель». В 1979 году НИИ морской связи переехало из дома № 6 на улицу Одоевского, освободившиеся площади занял институт «Гипрорыбфлот».

28 сентября 1979 года была открыта станция метро «Приморская». Позже её вестибюль был встроен в здание, в которое переехало управление Санкт-Петербургского метрополитена.

В 1980 году на средства собранные во время всесоюзного субботника был построен ясли-сад № 28 (дом № 40/3). Об этом напоминает памятная доска, установленная на фасаде детского сада. В этом же году на углу Наличной улицы и набережной реки Смоленки.

В 1990 году севернее павильонов «Ленэкспо» была установлена подводная лодка Д-2 «Народоволец». В конце 1990-х годов Балтийской Строительной Компанией по проекту Е.Л. Светловой построен дом № 55. Здесь же расположился её офис, а также районная детская школа искусств.

В 2007 году здание автобусного парка было уничтожено, на его месте ведётся строительство жилого здания.

Наличная улица 1966 год
1955 - 1960
Наличная улица 1966 год
1955 - 1960
Наличная улица 1966 год
1966
Наличная улица 1966 год
1966

1977
Наличная улица 1966 год
1965-1970
Наличная улица 1966 год
1965-1970

1965-1970
Наличная улица 1966 год
1965-1970
Наличная улица 1966 год
1965-1970

1965-1970

1970
экспериментальный жилой дом № 30. 1970е гг
1970

1970

1970

1970

1970

1970

1970

1970-е

1989

Август 1991

2006
Автобусный парк №4

2006
Автобусный парк №4

2006
Автобусный парк №4

2006
Автобусный парк №4

2006
Автобусный парк №4

Хостинг от uCoz